четверг, 28 ноября 2013 г.

Использование ИКТ на уроках физики


 На современном этапе развития нашего общества одним из самых интенсивных
процессов, является процесс информатизации. Процесс этот не только формирует новое информационное пространство общества, его интеллектуальный потенциал, но и существенно влияет на его психологическое состояние и оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности членов этого общества.
        Одной из актуальных задач современного информационного общества, является модернизация образовательной системы, её всеобщая информатизация. Начальным этапом этой модернизации становится компьютеризация, то есть внедрение новой информационной культуры в структуры традиционного образования с целью перестройки и совершенствования этой сферы в пространстве вызовов новой информационной цивилизации.
        В настоящее время в Российском образовании запущен проект «Информатизация
системы образования.» В связи с этим на первый план выходят вопросы эффективного
использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Главной целью использования ИКТ является:
·         повышение качества обучения;
·         совершенствование научно-методической работы;
·         совершенствование управления образовательным процессом.
       Многие учителя уже широко используют элементы ИКТ в своей повседневной практике. Педагоги, имеющие в своем распоряжении технические средства  сопровождения урока  и обладающие определенными навыками работы с компьютерными программами, самостоятельно пытаются подобрать электронные информационные материалы для собственных уроков и выстроить их в соответствии со своими методическими разработками. В результате появляются коллекции информационных источников, а также разнообразные учебные материалы для конкретных уроков, выполненные с помощью технологий компьютерной презентации.                 Мой опыт работы показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации  целесообразно вести от «учащихся»- путем активного внедрения в учебный процесс проектного и проблемного метода обучения с использованием информационных технологий. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода  на другой уровень овладения компьютером- использование компьютера для подготовки материалов урока.
     Как и все учителя-предметники я испытывала недостаток практического материала для проведения уроков, так как материал, данный в учебнике не всегда отвечает запросам учащихся. После появления электронных учебников начала их использовать при проведении уроков. Использование качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.
     На уроках в основной школе работа с ОЭР должна быть ориентирована на овладение умениями и навыками работы с различными источниками информации, использования полученных данных для решения конкретных учебных задач, а также на сочетание индивидуальных и групповых форм познавательной активности. Ключевое значение здесь приобретает умение различать саму типологию источников информации, соотносить тип источника с уровнем его достоверности, а также непосредственное овладение информацией- усвоение базовых дидактических единиц и изучение основных содержательных линий конкретного курса. С учётом психолого- возрастных особенностей учащихся основной средней школы, очень важно сочетать изучение текстовых материалов      с использованием всего спектра мультимедийных возможностей ОЭР, в том числе ролевых игр, анимаций, картографических материалов.
     В старшей школе основную роль приобретает формирование умений и навыков разнообразной работы с самой информацией. Причём, для базового уровня обучения это, прежде всего, овладение навыками поиска и систематизации специальной информации, работы с конкретным материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), умение целенаправленно подбирать сведения для аргументации своей позиции в ходе полемического обсуждения тех или иных проблем.
     В своей работе я использую тестовый контроль. Для этого я использую разнообразные тестовые программы. Большинство современных репетиторов-тренажеров позволяют не только экспортировать имеющиеся в их базе  тесты в другую оболочку, но и генерировать собственные тесты, дополняя и развивая определенные умения и навыки. Современные тренажерные и тестовые системы обеспечивают возможность настройки учителем управляющего сценария в соответствии с различными методиками и индивидуальными особенностями учащегося.
     Виртуальные лаборатории помогают мне при проведении практических работ. Виртуальные лаборатории обеспечивают визуализацию хода моделируемых процессов  и результатов моделирования; возможность построения произвольных моделей с использованием сборки системы из компонентов, задания параметров; возможность экспорта результатов моделирования в форме информационного источника.
     Применение информационных технологий на уроке требовало разработки новых методик проведения уроков, лабораторно-практических работ. Мною накоплен  опыт работы с электронными учебниками, которым я делюсь  с учителями физики других школ.
     Широкое применение  мультимедиа-технологий  в учебном процессе предполагает аккумулирование мультимедийных учебных и контролирующих программных продуктов в форме создания медиатеки по предмету.
     Применение информационных технологий повышает познавательный интерес у учащихся, расширяет возможности  более углубленного изучения предмета, а также  повышается мотивация учения и самооценка у

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

 В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ.


1.1.  Понятие «Информационной технологии».
     Информационная технология- практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов.
Характерные особенности информационных технологий:
  • Реализация возможностей современных программных, программно- аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;
  • Использование специальных формализмов для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме;
  • Обеспечение прямого доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;
  • Обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.
        От учителя на современном этапе развития общества требуется наладить информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса, то есть направить свою деятельность на осуществление процесса передачи- приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио- и видеоинформация), при реализации обратной связи, развитых средствах видения интерактивного диалога при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, передачи, транслировании информации. Результатами информационного взаимодействия могут служить определенные выводы о развитии образовательного процесса вообще или конкретные выводы о продвижении в учении отдельного ученика.
       Чтобы решить поставленные перед образованием задачи учитель должен обладать информационно- коммуникационной компетентностью, то есть способностью решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий. Информационная компетентность есть совокупность двух составляющих: компьютерной грамотности и компьютерной образованности.
·         Компьютерная грамотность-уровень обученности, требуемый для современного человека в информационном обществе.
·         Компьютерная образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора и определенной избирательности глубины понимания информационной картины мира и использования информационных технологий.
·         Информационная компетентность определяется собственным уровнем        компьютерного образования, опытом, индивидуальными особенностями личности, её стремлением к  самообразованию, самосовершенствованию, способностью  к творчеству в рамках использования средств телекоммуникаций и информационных технологий.
·         Информационная культура рассматривается как степень совершенствования в использовании информации, достигнутая в овладении информационными технологиями.
     Учитель должен овладеть новыми информационными технологиями обучения, то есть процессом подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления , которого является компьютер или по другому методология или технология учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения и в первую очередь ЭВМ. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают электронные издания образовательного назначения. Учебные средства, ориентированные на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно- воспитательного процесса.
       Электронные издания образовательного назначения позволяют применять рейтинговую оценку знаний, которая основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной деятельности обучающегося в течение определенного промежутка учебного времени. Она предназначена для повышения объективности  и достоверности оценивания уровня подготовки обучающихся и используется в качестве одного из элементов управления учебным процесс

 1.2. Изменения в содержании физического образования, связанные с применением     ИКТ.
         Суть авторской точки зрения на содержание обучения физики сводится к нескольким тезисам:
1.      Место физики в системе общечеловеческих ценностей, на овладение которыми нацелена система образования, определяется тем глубоким воздействием, которое она может оказать на развитие личности индивидуума. В настоящее время из различных граней этого воздействия наибольшее значение приобретают гуманитарная составляющая физического образования.
2.      Главное богатство физики – это созданный ею мир идей. Наиболее значительные из них должны войти в сознание каждого конкретного человека независимо от выбираемого им профессионального пути. Не следует смешивать саму идею с ее традиционным носителем в виде каких-нибудь формул или правил действий. Фундаментальные физические идеи имеют столь глубокие связи с различными сторонами жизни человека, что всегда можно найти подходящую интерпретацию этой идее, соответствующую индивидуальным чертам или особенностям человека, то, что психологи стали называть «познавательным стилем».
Содержательность обучения физики в школе, его идейную насыщенность надо увеличить, а не снижать.
      Поэтому в современном мире на первое место в преподавании физики выходит обучение учащихся работе на компьютерах, умению применять информационно – компьютерные технологии при решении задач, проводить компьютерные эксперименты, выполнять лабораторные и исследовательские работы.
3.      Важной составной частью гуманитарной культуры человека является широкий спектр способов его деятельности. Формулировки заданий в обычном учебнике физики можно свести к десятку шаблонных операций, овладение которыми многими и принимается за цель обучения физике. Важнейшее направление педагогических поисков – это существенное расширение способов «физической деятельности» учащихся.
Таким образом, ориентация обучения физике на общее развитие личности, усиление идейной и содержательной насыщенности курса и расширение спектра форм учебной деятельности – таковы основные перспективы, которые позволяют сделать физику достойной частью гуманитарной культуры каждого человека.
4.      Одной из важных технологий, необходимых любому человеку в жизни, является умение добывать новую информацию, хранить и перерабатывать ее, применять в выполнении заданий. В этом помогут школьные медиатеки. Основное назначение школьной медиатеки:  
  • Создание банка по различным вопросам образования: накопление методического материала, набором демонстрационного экзаменационного материала, учебно-исследовательских работ учащихся школы.
  • Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов учителей и учащихся в области новых информационных и педагогических технологий по физике;
  • Оказание в проектной деятельности учащихся и учителей.
  • Тестирование учащихся по всем разделам физики.
  • Организация самообучения учащихся.

1.3. Современные требования к оснащению образовательного процесса по физике
Основание и цели разработки требований.
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, представляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по физике. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования.
Новизна разработанных требований.
В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования настоящие требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по физике ориентированны, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников, установленных стандартом.
Государственный стандарт по физике предлагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения внедрения стандарта. 
Принцип отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
В перечнях объектов, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе банки учебных задач, контрольно-измерительные материалы, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки.
Реализация принципа вариативности;
преемственность на разных ступенях образования.
Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переносы акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирования коммуникативной культуры учащихся и развития умений работы с различными источниками и типами информации.
                Электронный учебник обеспечивает базовый уровень изучения физики. Он содержит весь необходимый для этого учебный материал, предусмотренный образовательным стандартом. Кроме обязательного минимума содержания, в учебник включены дополнительные материалы развивающего характера. Они предназначены прежде всего для расширения минимального базового курса за счет включения элективного курса физики в учебный план школы (класса). Эти же материалы могут быть использованы во внеклассной работе и для самообразования.
     Визуальная организация материала такова, что представлены все основные дидактические компоненты (теория: курс, поясняющий текст, образы, локальные доказательства, примеры, приложения; практика: алгоритм, образы, смекалка, исследования, развитие теории, приложения, самоконтроль). При этом есть возможность «одним взглядом» составить представление о характере изучаемого материала и его объеме, а кроме того, менять порядок чтения (скажем, в теории начать с примеров или образов, а лишь затем обратиться к курсу и т.д.). Объем заданий отражает главную установку электронных учебников – регулировать сбалансированность отдельных видов учебной деятельности (скажем, если алгоритмы 20% разворота, то это должно служить указанием учителю, какой процент учебного времени рекомендуется отвести на алгоритмы). Основные задания сопровождаются комментариями, призванными помочь ученику разобраться в постановке задачи, подсказать путь ее решения, объяснить связи с изученным ранее материалом. Кроме учебника, электронное пособие имеет задачник, который содержит практический материал по всему курсу.



Глава 2. Методические основы формирования общих интеллектуальных умений при обучении физике.

Учебная деятельность учащихся есть единство знаний и действий, направленных на их получение и использование. Чтобы сформировать полноценную учебную деятельность, недостаточно выработать у учащихся систему знаний о предмете, они должны овладеть способами умственных действий для применения этих знаний.
При обучении физике с использованием ИКТ в процессе формирования общих интеллектуальных умений у учащихся я выделяю такие этапы:
- введение приема;
- отработка умения;
- применение умения;
- обобщение и обучение переносу на формирование новых умений и некоторые другие этапы.
На основе теоретических положений и опытно-экспериментальной работы по формированию у учащихся общих интеллектуальных умений при обучении физике выделены этапы формирования общих интеллектуальных умений:
      - диагностика;
- постановка целей;
- введение приема, инструктаж;
- отработка умения;
- оперативный контроль;
- применение умения;
- обобщение и обучение переносу.
На каждом из названных этапов используются определенные методы обучения.
Так, на этапе «введение приема, инструктаж» применяются словесно-индуктивный, объяснительно-иллюстративный, наглядные и практические методы. Этапу отработки умения соответствуют репродуктивные методы, практические и самостоятельные работы. При осуществлении оперативного контроля целесообразно организовать также самостоятельную и практическую работы, использовать методы контроля и диагностики. Когда речь идет о применении умения, то применяются объяснительно-иллюстративный, проблемный методы, методы дедуктивного воспроизведения, самостоятельная работа, частично-поисковые и исследовательские методы. Те же методы работают и при обучении переносу.

    

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий