Учителям к уроку физики

На этой страничке будет размещаться материал, который поможет учителю "украсить" урок физики или внеклассное мероприятие: миниатюры, эссе, рассказы, сказки, стихи.
    Эйнштейн утверждал, что «в научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии».
                                                                                                                            
                                            
 
     Трение     
Надоело это тренье!
Просто нет уже терпенья!
Про него я всё учу!
Сколько можно? Не хочу!
Я учебник закрываю,
Спать ложусь и забываю
                Я про всё. Покой предвижу,            
Только странный сон я вижу:
Наблюдаю вдруг картину –
Тренья нет и в 
половину.
Мир без трения, друзья,
Изменился. Вижу я,
Как по льду скользит прохожий,
А любой автомобиль
Знал инерцию, похоже,
И нигде не тормозил.
Нитки в тканях заскользили,
Вмиг одежда разошлась.
Чудеса те удивили.
 Видно, впрямь, беда стряслась.
Я кричу, что без сомненья,
Плохо всем без силы тренья.
Развязались все узлы,
Падают предметы.
Я цепляюсь за углы –
Всё скользит. "Ну, где ты?
Где ты, трение, вернись!»
Тут голос слышу: «Появись!»
 Я на голос оглянулся: "Это кто?"
 И тут проснулся.
Только сну я подивился -
 Глядь, учебник сам открылся,
Взял его и стал читать я без сожаления:
Нелишним будет мне узнать
Всё о силе трения.
 
Реклама II закона Ньютона
 
Закон один об ускорении
мы наблюдаем с детских лет,
Он важен, это без сомненья,
универсальней его нет.
Конечно, вы уж догадались,
что это Ньютона закон
 И дружно вспомнить постарались,
 о чём гласит, вообще-то, он.
И если вам это не трудно,
давайте разом повторим
всю суть его - формулировку –
связь трёх важных величин.
Ведь сила, масса, ускорение
определяют вид движения.
  (Аверкова Таня)
 
Для урока физики по теме "Атмосферное давление"
                        в 7 классе                          
 (можно использовать для устного физического журнала по данной теме)
 
Воздушный океан
 
Удивительное дело –
жить в воздушном океане,
Голубом, огромном, чистом, 
Пить его и не тонуть…
Без него, без океана
Жизнь была бы очень странной,
 Впрочем, даже и не странной:
Просто не было б её.
Не было б рассветов дивных,
Разноцветных в небе радуг,
Голубой прозрачной дымки
 И плывущих облаков.
Атмосферой называют
Океан воздушный этот.
Хочешь знать о нём побольше?
Ну так слушай и внимай!
Есть и другой вариант окончания
(в зависимости от времени прочтения)
 Хочешь жить здоровым дольше?
Береги его тогда!
 
Реклама закона Гука
 
Кто хоть раз стрелял из лука,
Тот знаком с законом Гука.
Пусть известен он давно,
 Мы вам напомним всё равно,
Что не будь вдруг силы Гука
Жизнь была бы просто мука:
В мячик нам не поиграть,
На диване жёстко спать,
 В мягком кресле не сидеть,
Над батутом не висеть.
Знаем, для спортсменов скука -
Повторять про силу Гука,
Но в спорте тот закон король:
 Играет важную он роль,
 Ведь прыгать и стрелять из лука
Нам помогает закон Гука.
 
Реклама закона тяготения
 
Мы в детстве падали не раз
И знаем, без сомнения,
 Тот опыт жизненный всех нас
Знакомил с силой притяжения.
 Сила эта всем известна,
Она тела влечёт друг к другу.
 Под притяжением совместным
Планеты движутся по кругу.
Законы в мире есть такие,
 Что их можно обойти,
Но с законом притяженья
Ты не вздумай, не шути!
 Единственная перспектива –
 Жить всем нам дружным коллективом
 Под управленьем, без сомнения,
Закона тяготения.
 
Ода изобарному процессу
 
Слава тебе, изобарный процесс!
В физику нашу ты вовремя влез.
Хвала и тебе, о, мудрец Гей-Люссак:
С законом своим не попал ты впросак!
 Сказал ты: «Давайте мы газ идеальным представим,
Массу его постоянной оставим.
Константою будет пусть в нём давленье,
 Пронаблюдаем V к Т отношенье.
Что получаем? Пойди, посмотри:
V к Т - константа, как ни крути.
Если повысим температуру,
То получаем такую фигуру:
Средний импульс молекулы каждой,
К стенке спешащей, повысится также,
Но станут они «агрессивными» менее
За счёт концентрации уменьшения,
То есть объём увеличится тоже
И это уже на закон похоже.
Тебе хвала, Гей-Люссак, а нам снова «учи»
Зуб на тебя мы имеем, учти.
Но как ни крути, никуда нам не деться
От такого богатого физикой детства.
И стоило вдуматься в этот закон,
Как по нраву пришёлся нам он.
Видно классным ты физиком был,
 Коль изобарный процесс сотворил.
Славим сегодня твоё мы творенье,
 И да наступит в мозгах просветленье.
(Старкова Оля, 10 класс)
 
На уроках физики можно использовать, на мой взгляд, просто замечательные миниатюры Феликса Кривина, особенно, если в классе много детей с гуманитарным складом ума. Оказывается, можно о самых обыденных вещах сказать удивительно тонко, со вкусом. Так, на последнем уроке по теме "Атмосферное давление" можно прочитать миниатюру  "Вода и воздух"
Между атмосферой и океаном постоянный взаимообмен: атмосфера даёт океану воздух, океан даёт атмосфере воду. Без воды не проживёшь. Как без воздуха. Но и без воздуха не проживёшь, как без воды. Океану нужен воздух – для жизни. Атмосфере нужна вода – для жизни…Жизнь за жизнь. Кипит жизнь в океане, и кипит жизнь на земле. Вот что значит взаимообмен, взаимовыручка.
 
А этой миниатюрой можно "украсить" любой урок физики (конечно, к месту):
 
Былинка полюбила Солнце. Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, где ему заметить маленькую неказистую Былинку. Да и хороша пара; Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию. Красивая Акация, чудесная Акация – кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделённая.
 
При изучении в 8 классе темы "Удельная теплоёмкость" вещества можно использовать рассказ
 
Почему на Земле умеренная температура
 
Вода нагревается медленно и остывает медленно. Она привыкает к прохладе и привыкает к теплу.
Камень или песок легко от холода отказываются ради тепла и от тепла ради холода. Им всё равно - накаляться от зноя или замерзать. Им бы только сменить температуру.
А вот воде не всё равно. Вода вообще не очень-то любит крайности. При одной крайности она испаряется, при другой - превращается в лёд.
Поэтому она неохотно остывает: а вдруг превратишься в лёд?
И неохотно нагревается: а вдруг испаришься?
Важно сохранить то, что есть. Прохладу, когда вокруг всё нагревается, и тепло, когда вокруг всё остывает. Чтобы не испариться, не превратиться в лёд, важно сохранить, удержать в себе то, что имеешь. Вода удерживает прохладу и удерживает тепло.
Она прнивыкает к прохладе и привыкает к теплу.
Она остывает медленно и нагревается медленно.
Поэтому на Земле умеренная температура.
 
Загадки к урокам физики
 
Придёт в дом - не выгонишь колом
Пора придёт - сам пропадёт.
(Солнечный луч)
 
Белая кошка лезет в окошко.
(Солнечный свет)
 
Попутчица за мною ходит вслед,
Мне от неё ни зла, ни пользы нет.
(Тень)
 
У тебя есть, у меня есть,
У дуба в поле, у рыбы в море.
(Тень)
 
Поднялись врата, всему миру красота.
(Радуга)
 
Раскрашенное коромысло
Через реку повисло.
(Радуга)
 
И языка нет, а правду скажет.
(Зеркало)
 
Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Снег)
 
Лежал, лежал, а потом в реку побежал.
(Снег)
 
Я вода, да по воде же и плаваю.
(Лёд)
 
Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает,
Он от матери рождён и сам её рождает.
(Лёд)
 
Днём стекло разбито, за ночь вставлено.
(Прорубь)
 
Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберёт:
Ни царь, ни царица, ни красна девица.
(Град)
 
Стихи и загадки об атмосфере 
Поднимаемся мы в гору, стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы, чтоб давление измерять?

На стене висит тарелка, на тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед нам погоду узнает.
Всем поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда облака.
 Сей особенный предмет вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет.
 (Барометр)

Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка и улетел под облака.
(Воздушный шарик)

Ходит - бродит по коврам, водит носом по углам.
Где прошел - там пыли нет, пыль и сор - его обед.
(Пылесос)
 
 Белый дым тянул за чуб, раскачал на поле дуб,
Застучал в ворота. Эй, откройте! Кто там?
(Ветер)

Без рук, без ног на небо лезет.
Ходит Хам по избам, лезет Хам ко глазам,
Отворю окошко: „Выйди Хам, хоть немножко".
Родился в печке, завился в колечки,
Сплясал трепака и ушел в облака.
Белый столб стоит на крыше и растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес - и исчез.
(Дым)

Сивые кабаны все поле облегли.
Седой дедушка у ворот всем глаза заволок.
Что за дым по утрам и вечерам стелется?
По утрам и вечерам виден издали...
(Туман)
 
 Учитель: - Сергеев, вы знаете разницу между термометром и барометром? - Отлично знаю. Один обыкновенно весит внутри комнаты, а другой - снаружи. Прав ли ученик? Как бы вы ответили на вопрос учителя?
Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана. Девушка говорит: - Ой, как вкусно пахнет! - Тебе понравилось? Хочешь, еще раз пройдем? Почему запахи распространяются в воздухе?
Купив на базаре кусок баранины, человек принес его домой в мешке. - Что ты там купил? - спросила его жена спозаранок. - Кусок льда. Положи мешок в подвал. Ночью кошка разнюхала, где лежит мясо, и съела его. На следующий день человек пошел в погреб и видит - мясо пропало.
 - Жена, - закричал он, - а куда ты дела мясо? - Разве в мешке было мясо? - удивилась жена. - Ты же сказал, что там лед. - Я сказал, что там лед, чтобы кошка не узнала.
 Какое физическое явление помогло кошке обнаружить мясо?
 На уроке учительница спрашивает: - Может ли кто-нибудь из вас привести пример, что от тепла тело расширяется, а от холода сжимается?
Ученик поднял руку: - Можно мне? Дни летом становятся намного длиннее, чем зимой.

Оцените пример ученика и приведите свой собственный пример.

Комментариев нет:

Отправить комментарий